Масштабное социологическое исследование еврейской идентичности в странах СНГ
В 2019-20 году Институт евро-азиатских еврейских исследований, под эгидой Евро-Азиатского Еврейского Конгресса провел масштабное исследование в 5 постсоветских странах. Мы рады представить некоторые из результатов на данной странице, а также в виде выпущенной монографии.
Результаты по отдельным странам будут опубликованы в ближайшее время! Подписывайтесь на наш Facebook, Telegram или рассылку, чтобы получить уведомление.
Обращаем ваше внимание, что на этой странице представлены лишь частичные данные полномасштабного исследования, без межфакторных взаимосвязей и разбивки по странам, возрастам и прочим категориям. Если вас интересуют более конкретные данные, обратитесь к нам.
Где проводилось исследование?
россия
украина
молдова
беларусь
казахстан
Численность еврейского населения
Существуют разные подходы к оценке численности еврейского населения стран СНГ. Разница подходов и сложность точного определения численности обусловлена различными факторами, такими как: неточность переписей населения, неоднозначность моделей еврейской идентичности и самоопределения в странах бывшего СССР.
Соответствие критериям израильского Закона о Возвращении (ЗОВ) при этом является самой широкой категорией отнесения к еврейской популяции, которая включает в себя как этническое ядро, так и евреев «во втором поколении», а также нееврейских членов семей.
Пользуясь оценкой одного из ведущих специалистов по еврейской демографии Серджио Делла Пергола, мы предполагаем, что в странах бывшего СССР сегодня проживает сегодня от 850 до 930 тыс. лиц, подпадающих под ЗОВ, из которых 40-45% является этническими евреями (до 30% от общего числа – лица моногенного еврейского происхождения, плюс потомки смешанных браков с устойчивой еврейской идентичностью).
Россия
550-600 тыс.
Украина
220-270 тыс.
Беларусь
35-45 тыс.
Молдова
15-22 тыс.
Казахстан
3-15 тыс.
Состояние еврейской идентичности
Абсолютное большинство опрошенных членов «расширенной еврейской популяции» полностью или в определенных ситуациях ощущают себя евреями, притом что почти по всем вопросам видна зависимость устойчивости еврейской идентичности от происхождения (количества евреев среди родителей отца и матери респондентов). Тем не менее, модели отношения себя к еврейству разнятся.
Главным остается этническое понимание еврейства — происхождение, идентичность, гордость историей и культурой. Религиозное понимание играет существенно меньшую, хотя и постепенно возрастающую роль. На постсоветском пространстве была создана заново система еврейских религиозных общин с синагогами и еврейскими школами и детскими садами. В этих заведениях еврейство определяется исключительно на основе критериев еврейского религиозного права — Галахи.
Таким образом, нынешняя постсоветская еврейская идентичность сформировалась в результате взаимодействия трех принципиально разных моделей – советской, «сохнутовской» (широкое понимание «еврейства» или причастности к нему в соответствии с критериями израильского ЗОВ) и ортодоксально-религиозной.
Каждая из моделей выглядит с точки зрения других моделей нелогичной, что без проведения продуманной политики вызывает непонимания, обиды и конфликты.
Ощущаете ли вы себя евреем/кой?
- Да, несомненно
- Не всегда, по обстоятельствам
- Нет
- Не думал об этом
Ощущаете себя...
- Просто евреем
- Русскими/украинскими и др. евреями
- Русскими/др., и евреями одновременно
- Только русскими/членом другого нееврейского этноса
- Просто человеком
81% опрошенных полностью или в подходящих для этого ситуациях ощущают себя евреями. Этот показатель достигает 95% у респондентов с 3-4 евреями среди родителей отца и матери.
Есть движение в сторону локальной еврейской идентичности, которая уже превалирует над универсальной.
Понятие «советского» еврейства теряет свою актуальность. В то же время, большинство верит в существование “транснационального русскоязычного еврейского сообщества”.
Вызывает интерес растущая тенденция «пост-модернистской» модели неотнесения себя к определенном этносу.
Прослеживается корреляция между силой еврейского чувства, четкостью самоопределения (универсальная еврейская идентичность) и количеством евреев среди родителей отца и матери респондентов.
Что значит быть евреем/частью еврейского народа?
По сравнению с аналогичным исследованием 2005 года, первые три места остались неизменны, однако, если в 2005 году поддерживание еврейских обычаев и традиций считали важным компонентом в самосознании 58% респондентов, то в 2019 уже 38%.
Подобную картину можно наблюдать и с соблюдением заповедей/посещением синагоги: 27,7% в 2005 году и 16% в 2019
Значительно снизилась доля полагающих важной составляющей патриотизм в отношении Израиля (с 40% в 2005 до 13% в 2019). То же касается и помощи другим евреям (41,3% / 15%).
Проблемы ассимиляции
Будущее еврейской идентичности не очевидно в силу достаточно мягкого и даже положительного отношения к смешанным бракам.
Помимо этого, сравнение исследований 2005 и 2019 годов демонстрирует, что забота о еврейской идентичности детей и внуков постепенно теряет свою важность.
В то же время лишь малая доля респондентов сомневается в важности еврейского образования в той или иной форме.
Отношение к смешанным бракам
- Положительное
- Отрицательное
- Не имеет значения
- Предпочтителен еврейский брак, но не принципиально
- Сложно сказать
Важно ли чтобы дети/внуки ощущали себя евреями?
2005
2019
- 2005
- 2019
Важность еврейского образования
- В таком образовании нет особой нужды
- Такое образование важно для каждого еврея
- Достаточно общего представления об истории и культуре
- Сложно сказать
Наличие и источники еврейского образования
Вопросы религии
Советское наследие по-прежнему оставляет для религии умеренную роль в еврейском самосознании и обуславливает уникальность модели идентичности постсоветского еврейства, где этно-национальные компоненты превалируют над религиозными, то есть связь между исповеданием иудаизма и еврейским самоопределением не столь прямолинейна.
Тем не менее рост заинтересованности в иудаизме и религии в постсоветский период обозначил стабильное явление «приверженности» иудаизму в широком смысле слова, не всегда подразумевающее соблюдение заповедей, а носящее также более традиционный, этно-национальный и коллективный характер. Среди тех, кто не считает себя религиозным человеком 32% отметили, что своей религией считают скорее иудаизм.
Стоит заметить, что доля считающих иудаизм своей религией снизилась по сравнению с 2005 годом с 60% до 43%, в основном за счет увеличения доли последовательных атеистов (с 14,5 до 22%). Доля вероисповедания других религий, в частности христианства, остается практически неизменной. Как и в прочих вопросах, количество евреев среди родителей обуславливает устойчивую еврейскую идентичность и в выборе приверженности иудаизму.
Считают себя религиозными людьми
- Да
- Нет
- Сложно сказать
Какую религию считаете своей?
- Иудаизм
- Христианство
- Обе в равной мере
- Другую (ислам, буддизм, др.)
- Никакую
Публичное соблюдение норм иудаизма, включая посещение синагоги, является более фактором общинной социализации, чем критерием религиозности. Респонденты активнее участвуют в коллективных или семейных церемониях (праздники, Песах, Ханука), чем соблюдают еврейские традиции, более связанные с личным пространством (Шабат, Йом Кипур, кашрут).
Сегодня на постсоветском пространстве представлены, как минимум, три конкурирующие — но частично и взаимодействующие — модели отношения к религии в еврейской среде.
Первая представляет «классический» (неотрадиционалистский) взгляд на еврейство как на этно- или общинно-конфессиональное сообщество. Соответственно, иудаизм как религия становится стержнем еврейской идентичности, а религиозные институты — основой общины.
Вторая модель исходит из сформированного в советские времена секулярного представ- ления о еврействе как «национальной» (этностатусной) группе. Еврейская религия при этом, как отмечалось, играет роль позитивного, но деактуализированного в повседневной жизни этнического символа.
Третья, «постмодернистская» модель, напротив, рассматривает мультикультурализм, смешанную этничность и диверсифицированную религиозность как приемлемый и в каком-то смысле желательный элемент еврейского бытия.
Все эти модели и соответствующие им тенденции могут способствовать как процессам этнической консолидации, так и ассимиляции постсоветского еврейства.
Связь с Израилем
Израиль был и остается важнейшим фактором персональной, культурной и этно-национальной идентификации евреев стран бывшего СССР. 55% респондентов (исключая Казахстан) были в Израиле хотя бы раз. Еще 5% провели в Израиле часть своей жизни.
Среди наиболее привлекательных черт Израиля около половины опрошенных в России, Украине, Беларуси и Молдове отметили его еврейский характер (46%) и то, что это «экономически развитое государство дает хорошие возможности для устройства в жизни» (56%). Лишь 4% респондентов полагали, что «в этой стране нет ничего привлекательного» или затруднились ответить на вопрос.
Идентификация с Израилем также сочетается с патриотизмом респондента стране проживания. Любопытно, что 20% респондентов «своей страной в наибольшей степени» назвали Израиль, либо одновременно Израиль и страну проживания. Тем не менее, более 70% считают что евреи должны быть патриотами как страны проживания, так и Израиля.
Таким образом, в государствах бывшего Советского Союза утвердилась «поли-лояльная» модель, аналогичная модели, принятой в демократических странах Запада.
Солидарность с Израилем
- Есть
- Нет
- Сложно сказать
Стоит ли Израилю отказаться от своего еврейского характера?
- Ни в коем случае
- Он должен оставаться еврейским, но понимаю тех, кто требует изменений
- Мне все равно
- Я за «государство всех граждан»
- Затруднились ответить
Патриотом какой страны должен быть еврей?
- Прежде всего страны в которой живет
- Страны проживания и Израиля
- Прежде всего Израиля
- Сложно сказать
Планируете ли эмиграцию?
- Да
- Нет
- Пока не решили
- Сложно сказать