Евреи в тоталитарной «тюрьме»
В издании The Jerusalem Post была опубликована колонка генерального директора ЕАЕК д-ра Хаима Бен Яакова, посвященная 70-летию расстрела членов Еврейского антифашистского комитета. Приводим ниже ее перевод на русский.
В этот день, 12 августа, серией памятных мероприятий мы отмечаем семидесятую годовщину жестокой казни членов Еврейского антифашистского комитета (ЕАК). Сегодня мы просто не можем забыть этот чудовищный урок истории.
«В январе 1949 года стало ясно, что русские евреи дорого заплатят за прием, который они нам оказали», — так Голда Меир в своей автобиографии описывала первый визит в Москву в качестве официального представителя Израиля.
«Для советского правительства радость, с которой они нас приветствовали, означала «предательство» коммунистических идеалов, — продолжала она. — Еврейский театр в Москве закрыли. Еврейскую газету «Эйникайт» закрыли. Еврейское издательство «Эмес» закрыли. Что с того, что все они были верны линии партии? Слишком большой интерес к Израилю и израильтянам проявило русское еврейство, чтобы это могло понравиться в Кремле. Через пять месяцев в России не осталось ни одной еврейской организации и евреи старались не приближаться к нам больше».
Это случилось через год после того, как популярный еврейский актер и режиссер Московского государственного еврейского театра Соломон Михоэлс был зверски убит, а другие члены Еврейского антифашистского комитета — поэты, актеры и писатели — подверглись судебному преследованию, приведшему спустя три года, 12 августа 1952 года, к казни. Эти события, произошедшие 70 лет назад, будут позже увековечены как «Ночь убитых поэтов».
Памятные мероприятия, призванные сохранить и передать сведения об этой трагедии, стали символами возрождения еврейской жизни в странах бывшего СССР, и Евроазиатский еврейский конгресс организует их с особым трепетом. Такт, Музей истории еврейского народа – АНУ – второй год подряд в этот день проводит ряд таких мероприятий.
В ранние советские годы еврейская культура была принудительно отделена и выхолощена от “сионистских настроений”. Идишская культура, таким образом, в отличие от еврейской, получила от правящей партии право на существование, что стимулировало настоящий ее расцвет в последующие годы. К началу Второй Мировой войны советским гражданам были хорошо известны такие еврейские имена в культурной жизни, как Соломон Михоэлс, Ицик Феффер, Вениамин Зускин, Перец Маркиш и другие.
Еврейский антифашистский комитет был создан в 1941 году как союз видных еврейских общественных деятелей — политиков, писателей, актеров и ученых — в целях формирования общественного мнения, обеспечения политической поддержки советского режима и сбора средств для борьбы СССР против нацистской Германии. Членам Комитета разрешалось выезжать за границу — и они посетили США, Мексику, Канаду и Великобританию. На протяжении всего своего «просоветского турне» они встречались с Альбертом Эйнштейном, Хаимом Вайцманом, Марком Шагалом и многими другими. Руководителям ЕАК удалось собрать значительные средства и другую материальную помощь для нужд Красной Армии.
Помимо своей основной миссии, лидеры ЕАК стали своеобразными неофициальными, но общепризнанными представителями рассеянного и обезглавленного советского еврейства, что особенно ярко проявилось после войны. Это обстоятельство очевидно не входило в их предполагаемые полномочия — и планы Кремля. Именно тогда их тесные связи с Западом, которые очень помогли СССР во время войны, в конечном итоге привели к обратному эффекту: лидеры ЕАК были объявлены предателями и иностранными шпионами, занимавшимися антисоветской деятельностью.
Обвинения против них были абсурдными. Еврейский театральный актер и режиссер Вениамин Зускин был приговорен к смертной казни за «постановку пьес, прославляющих еврейскую древность и описывающих традиции еврейских местечек и трагическую гибель еврейского народа, пробуждающих национальные чувства у еврейских зрителей». Журналист и литературный критик Мириам Айзенштадт была расстреляна за то, что опубликовала в издании «Эйникайт» список 135 еврейских героев войны, сопроводив его эссе о некоторых из них. В записке, оставленной мужу и дочери, она написала: «Обвинения против меня чудовищны. Я ничего не подпишу, а это значит, что мы больше никогда не увидимся».
В тоталитарной «тюрьме», где закон искажается и используется не по назначению, вам нечем защититься от безжалостной государственной машины, если вас выбрали мишенью.
Подобные политические режимы рано или поздно ставят вопрос о лояльности государству, который довольно быстро становится последним предлогом для оправдания всех методов борьбы с мнимой угрозой. Что касается еврейского населения, то известное антисемитское обвинение в «двойной лояльности», согласно которому еврейский интерес к Израилю и мировому еврейскому сообществу каким-то образом делает человека нелояльным по отношению к собственному государству, создает условия своеобразной ценностно «ловушки». На нее очень легко попасться. Согласно опросу, проведенному Евро-Азиатским Еврейским Конгрессом в 2019 году, половина респондентов считает, что еврей должен быть в равной степени патриотом своего государства и государства Израиль. Эти данные попросту могут быть быть неверно истолкованы и использовано теми, кто в этом нуждается.
Все годы существования коммунистического режима мир наблюдал со стороны, как антисемитская государственная машина издевалась над советскими евреями. Власти фактически не позволяли евреям уехать на свою историческую родину. Очевидно, что сегодня никому не нужен новый «железный занавес».
Консолидированный еврейский мир выступает за реализацию безоговорочного и неоспоримого права всех евреев репатриироваться в Израиль в любое время, когда они в этом нуждаются. Мрачные страницы истории прошлого века не должны повторяться.