Москва, 30 октября. На секции «Образование как средство противодействия антисемитизму, ксенофобии и расизму», прошедшей в рамках конференции «Защитим будущее», участники форума обсудили острые вопросы преподавания истории Холокоста, культурного кода антисемитизма, ксенофобии в мировой литературе, а также рассмотрели лучшие европейские и российские практики в области образовательных проектов по противодействию антисемитизму, ксенофобии и расизму.
Модератор сессии Генеральный директор Евро-Азиатского Еврейского Конгресса Хаим Бен-Яаков сформулировал проблему, которую докладчикам предстояло решить: «Антисемитизм приносит страшные плоды, разрушающие культуру и быт народов. Как европейская цивилизация допустила попытку массового уничтожения целого народа и как современные евреи должны относиться к памяти об этом историческом периоде? Как рассказывать об этом детям?»
Отвечая на поставленный вопрос, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Асмолов отметил: «В первую очередь, надо понять, что стоит за антисемитизмом, за кавказофобией, за армянофобией? Какие культурные коды лежат в основе этих явлений? И возможно ли их изменить? После анализа культурных инструментов антисемитизма и ксенофобии можно будет приступать к перекодировке, которую следует строить на принципах толерантности. Но толерантности не как «веротерпимости», а как «нормы поддержки разнообразия и ценности «иного».
Обнаружить культурные коды антисемитизма оказалось не сложно. Профессор Казанского федерального университета Ольга Карасик привела ряд примеров того, как в лучших произведениях мировой литературы формируются негативные образы евреев. Они есть в трудах В. Шекспира, Ч. Диккенса, О. де Бальзака, Дж. Джойса, Э. Хемингуэя. Исследовав книги этих писателей, докладчик показала, что негативное изображение персонажей чаще всего строились исходя из их национальной принадлежности.
Профессор Пол Левин: «Сейчас очень важное и сложное время для преподавания истории Холокоста. Пять лет назад у меня был скорее оптимизм, сейчас – пессимизм. История Холокоста плохо передается от поколения к поколению». Докладчик отметил две ключевые проблемы в преподавании Холокоста. Первая – это усталость многих обществ от обращения к тематике еврейского геноцида. Вторая проблема состоит в том, что «при обучении сложно передать эмоцию. Как передать боль родителей, с ужасом ожидающих, постигнет ли их детей судьба узников лагерей смерти?»
Тему «эмоционального» обучения поддержала профессор Илдико Барна. По ее словам, в цифровую эпоху теряет свое значение академический стиль передачи знаний – сегодня любое знание можно найти в интернете. Гораздо важнее «учить студентов задумываться над полученной информацией, уметь ее отбирать и оценивать». И одним из сложнейших вопросов современного образования становится передача не столько знаний, сколько эмоций и навыков. Профессор И. Барна не разделила пессимизм проф. П. Левина. Ее педагогическая практика показывает успешность преподавания Холокоста. Да и сам профессор П. Левин ранее рассказал об успехе книги о Холокосте, разошедшейся по Швеции миллионными тиражами.
Лучшим практикам в сфере образовательных проектов по противодействию антисемитизму и ксенофобии были посвящены выступления представителя ОБСЕ Илана Кона и Ольги Горских. Илан Кон рассказал об издательских проектах ОБСЕ, направленных на распространение практических знаний для учителей и школьников – как вести себя, если сталкиваешься с проявлениями антисемитизма и ксенофобии. Ольга Горских представила успешный проект по созданию в муниципалитетах Томской области 42 центров этнокультурного образования, способствующих формированию в регионе безбарьерной культурно-этнической среды.
Среди пожеланий на будущее прозвучало предложение А. Асмолова отказаться от пассивной роли адаптации к рискам современного мира и назвать следующую конференцию не «Защитим будущее», а «Сконструируем будущее!»