1 сентября начнется последний месяц 5779 года (по еврейскому календарю) — элул. В этом месяце мы подводим итоги прошедшего года и готовимся к будущему. Поэтому он посвящен раскаянию и укреплению связи с Творцом. В еврейской традиции этот процесс называется тшувá — «возвращение» (к Творцу, а значит, и к себе). Эта внутренняя работа готовит нас к новому году — Рош ѓа-Шана.
Сущность тшувы
Тшуве посвящено множество книг и статей, где подробно анализируются ее различные этапы от начала и до полного завершения. Тем не менее есть несколько фундаментальных принципов, актуальных для всех многогранных аспектов тшувы , лежащих в основе всех ее форм и уровней. Неважно, находится ли её отправная точка на высоком или низком уровне, нацелена ли она на духовное совершенство или ставит перед собой задачи поскромнее. В любом случае в каждом из видов тшувы есть два основополагающих момента: оставить дурную стезю в прошлом и выбрать лучший путь, которому нужно следовать в будущем.
Даже само значение этого слова буквально указывает на то, что тшува — это, по сути, поворот, будь то тотальная и окончательная смена направления или множество отдельных поворотных точек разной значимости.
Трижды в день еврей просит тшувы (покаяния) и прощения. Смысл повторения заключается в том, что каждая просьба символизирует вероятность хоть какого-нибудь изменения. Обычно, когда жизнь протекает спокойно, в ней не увидишь резких перемен и крутых поворотов; однако не раз, окидывая взглядом свои прошлые поступки, человек может определить ту точку, которая имела поворотное значение для всей его жизни, хотя в то время осталась незамеченной.
Чувство необходимости изменить свой путь
Как мы уже говорили, два фактора определяют возможность поворота:
1) признание, что прошлое, каким бы оно ни было, несовершенно и его необходимо поправить; 2) принятие решения сменить направление пути и следовать ему в будущем.
Ощущение необходимости изменения приходит и проявляется по-разному. Иногда в человеке пробуждается отчетливое чувство греховности, недостатка и порока, обременяющего душу, что приводит его к сильному желанию избежать этих чувств и очиститься от порока и греха. Однако желание перемен может быть и не столь острым; зачастую оно проявляется в ощущении несовершенства, в сожалении о нереализованных возможностях. Так зарождается стремление к поиску чего-то иного, отличного от старого по сути или по форме.
Как правило, чем острее первоначальное ощущение недостатка или изъяна в прошлом, тем резче будет вызванное им изменение — вплоть до крайностей и полного разворота в другую сторону. Но верно и обратное: когда ощущение неудовлетворенности прошлым или настоящим более умеренное, поворот окажется более плавным — как по темпу, так и по остроте реакции.
Косность сердца
Самое большое препятствие на пути тшувы, затрагивающее как нечестивцев, так и праведников, — это самодовольство. Человек, довольный собой, чувствует, что он преуспел, что у него «все супер» (а если окружающая реальность несовершенна, то эти недостатки присущи всему миру и всем людям; вызваны обществом, семьей, наконец, самим Творцом и т. д.)
Духовное и моральное самодовольство человека объективно не имеет никакого отношения к его подлинному состоянию. Тот, кого многие считают грешником и преступником, может видеть себя в совершенно ином свете. Такой человек никогда не достигнет тшувы. И наоборот: тот, кто-то кажется другим безупречным и чистым, но при этом сам он ощущает свои недостатки, путь тшувы для него открыт.
Один великий мудрец определил основное препятствие на пути к тшуве как «косность сердца» (Тания, гл. 29). Тупоумие легко распознать как нарушение когнитивных функций. Однако» тупость сердца» более коварна — в этом состоянии у человека заблокировано эмоциональное восприятие его собственных недостатков и проблем. Даже если человек полон мудрости и понимания, и полностью интеллектуально подкован, это никак не повлияет на его реальное поведение, если нет в нем эмоционального ощущения ущербности в той или иной мере.
Во многих случаях тшувы, когда с определенного момента темп изменений начинает нарастать, происходит «открытие сердца», то есть первоначальная блокировка ощущения собственного совершенства преодолена. И тогда этот прорыв ведет к более глубокой осознанности и, следовательно, к более сильному отклику.
Эти наблюдения применимы повсеместно и к людям, которые всю жизнь были далеки от всего, что связано со святостью, и не ощущают в ней недостатка, а также и к людям, которые ведут благочестивую жизнь и настолько довольны своим положением, что не видят, как далеки они от совершенства.
Этот момент узнавания, пробуждения души и есть отправная точка «исповеди». Когда смутное беспокойство превращается в более ясное осознание, что чего-то не хватает, и когда это признание находит свое проявление в словах, сказанных себе, Б-гу либо другому человеку, завершается первый этап внутреннего переворота, который относится к прошлому — к образу человека до начала перемен.
Решение на будущее
Вторым компонентом тшувы является так называемая приверженность изменениям — решимость с данного момента изменить свой путь. В каком-то смысле эта приверженность — естественное продолжение первого шага к перемене. А ее мощь, направление и стойкость в значительной степени зависят от ясности и силы первоначальных чувств о прошлой жизни.
Тот, кто, испытывая некоторое неудобство, описывает себя и свое прошлое словом «нехорошо» (или же другой интеллектуально — изощренной формулировкой, которая выражает, по сути, то же самое), не обязательно приходит к решению измениться, тем более к практическим шагам.
С другой стороны, факт, что человек осуждает свои прошлые действия, сожалеет о случившемся, а также чувствует собственную порочность, может привести к постепенному погружению в отчаяние и смирение перед «волей рока», без надежды и попытки что-либо изменить. Такое уныние, которое многие считают одним из самых серьезных недугов души, не только не дает положительных результатов, но иногда и само по себе вызывает у человека желание еще больше погрязнуть в своих пороках и изъянах.
В итоге человек может почувствовать себя настолько подавленным и ничтожным (смотря на себя и свою судьбу с моральной, религиозной или любой другой точки зрения), что решает стереть из памяти источник своего падения. Подобный уход от проблемы и вытеснение обусловленных этой проблемой эмоций, как правило, связаны с погружением в мир страстей или иных занятий, которые схожи в одном — в их способности привести к временному или постоянному притуплению чувств. Цель этого побега от действительности — избавиться от угнетенного состояния. Обращение к алкоголю, наркотикам, сексу или другим формам «развлечений» — это попытка притупить чувство неудовлетворенности и недовольства, но оно не помогает. Такое потворство своим желаниям создает только ложное чувство облегчения от боли и иллюзию, что можно продолжать дальше, не меняя направления.
Выходит, что само по себе раскаяние при всей его бесспорной основополагающей значимости, должно идти рука об руку с другим компонентом — надеждой и верой в возможность перемен. В этом смысле тшува (чей принцип гласит, что к ней можно вернуться всегда, с любой стартовой точки, неважно, как глубоко человек пал) является одной из основ надежды и духовного пробуждения человека. Осознание, что дверь всегда открыта, что путь к тшуве существует и что нет ситуации, когда уже ничего не вернуть, — само по себе способно быть стимулом, который и создает возможность тшувы.
Путь и длинный, и короткий
Важно помнить, что мы не всегда выполняем то, что твердо решили сделать. Трудности и препятствия, лежащие на пути человека, велики. Рутина и привычки, которые приводят к определенному образу жизни, обычно никуда не исчезают, хотя в своем сердце человек дает себе обещание измениться в правильную сторону. Тем не менее, воля к изменениям и само решение их добиваться — это важные шаги, даже если обещание не выполняется немедленно. Пока данное себе обещание не превратится в пустую болтовню или самообман (человек способен обманывать себя так же, как и других), оно обладает важностью, каким бы скромным оно ни было.
Действительно, в отдельных случаях величайший поворот в человеческой жизни человека бывает очень крутым, внезапным и молниеносным. Но обычно подобному повороту предшествует много менее драматичных и часто незаметных этапов — мелкие решения, которые не всегда осуществлялись, желания, которые не исполнились. Но когда приходит время, все они накапливаются и образуют единую сущность.
Вкратце, тшува — это целый мир, вмещающий две явные противоположности.
С одной стороны, это чрезвычайно длинный путь, которому, на самом деле, нет конца. Когда человек решается достичь тшувы, то, независимо от его отправной точки, каждый последующий миг в течение всей его жизни — это и есть свершение того первоначального внутреннего решения сделать поворот.
С другой стороны, тшува — это крошечная точка, поворот в миниатюре. Тшува — это момент размышлений, угрызений совести и мыслей о переменах. Тшува — это вспышка прозрения, призывающая человека меняться и совершенствоваться.
Эти две стороны тшувы не противоречат, а скорее дополняют друг друга. С одной стороны, нет ничего сложнее, чем тшува, потому что тшува — это преображение себя, создание новой сущности. С другой — нет ничего проще, чем тшува: даже доля секунды при жизненном повороте ею и считается.
Таким образом, достигший тшувы подобен человеку, идущему по какому-то пути и в одно мгновение решившему изменить маршрут. С этого момента он уже идет не прежней дорогой, а совсем иной. Но и иная, как и прежняя, длинна и конца ей не видно, как путь к себе.
Плодотворного всем нам месяца элула.