Победа в Шестидневной войне и сионистское движение в СССР
К началу июня 1967 года Египет, Сирия, Иордания и Ирак мобилизовали свои вооруженные силы при поддержке Кувейта, Саудовской Аравии и Алжира. Численность войск арабской коалиции достигала 547 тысяч, на ее вооружении были 957 боевых самолетов и 2504 танка. Все было готово для того, чтобы стереть юное государство Израиль с лица земли.
Со своей стороны, Израиль выставил 50 тысяч регулярных войск и 214 тысяч резервистов, 300 боевых самолётов и 800 танков. Основания для волнений были, и еврейский мир, который совсем недавно пережил трагедию Холокоста, замер в ожидании.
Советская пропаганда считала вопрос решенным: Израиль ждет полное поражение и уничтожение, а будущее Ближнего Востока пора рассматривать без еврейского государства. Поддерживая слово делом, Советский Союз безоговорочно поддержал арабскую коалицию.
Но случилось чудо. Несмотря на то, что Израилю пришлось выступать сразу на трех театрах военных действий, премьер-министр Леви Эшколь, министр обороны генерал Моше Даян и начальник генерального штаба генерал-лейтенант Ицхак Рабин смогли привести страну к убедительной победе всего за шесть дней.
Это был поразительный триумф.
Чтобы хоть как-то сохранить лицо, советская пропагандистская машина обвинила Израиль в агрессии и развернула массовую антиизраильскую и антисионистскую кампанию. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем, а Председатель Правительства СССР Алексей Косыгин с трибуны ООН обвинил израильское руководство в военных преступлениях.
Израилю приписывали грандиозную военную мощь и центральную роль в мировой империалистической коалиции, противостоящей «лагерю мира и социализма».
Источник фото: Telegram-канал «Пятый Пункт»
Тем временем, к концу лета 1967 года советские ОВИРы утонули в потоке просьб о репатриации в Израиль, а в некоторых регионах, особенно в Украине и Литве, прошли стихийные выступления еврейского населения.
Вдохновленные великой победой маленького Израиля, советские евреи вспомнили о своих корнях и своем праве быть евреями. Кроме того, победа израильтян в Шестидневной войне разрушила устоявшийся образ слабого и безропотного “галутного еврея”.
Впервые за всю историю СССР советские евреи почувствовали национальную гордость и готовность выступить против официальной политики государственного антисемитизма, выражая солидарность с Израилем.
22 января 1969 года, под давлением стран Запада и международных еврейских организаций, Верховный Совет ратифицировал «Международную конвенцию по ликвидации всех форм расовой дискриминации», которая стала формальной основой для выезда в Израиль.
Эффект был поразительный. Только в течение 1969 года 27 тысяч советских евреев обратились к своим родственникам в Израиле с просьбой прислать вызов, а с марта по декабрь 1971 года в ОВИРы было подано 41 тысяч заявлений.
До конца 1960-х сионистское движение в СССР состояло из немногочисленных подпольных кружков, которые не пользовались популярностью и не ставили перед собой ясные цели. Органы госбезопасности вылавливали участников этих групп и отправляли в ГУЛАГ на срок от 10 до 25 лет.
После того, как евреи начали выезжать в Израиль, цель движения определилась, а ряды пополнились. Лидеры и члены сионистских кружков, которые, среди прочего, обучали ивриту и слушали израильское радио, начали открыто заявлять о себе и требовать легализации. Советские евреи стали субъектом истории.
Рискуя жизнью и свободой, евреи публично требовали предоставления им права на эмиграцию, предусмотренного Всеобщей декларацией прав человека. Советским властям и западной общественности были направлены тысячи писем и петиций. В августе 1969 года в Москве был организован Всесоюзный координационный комитет (ВКК), который подпольно руководил деятельностью сионистских групп.
«Евреи молчания», по определению Эли Визеля, превращались в «евреев надежды» — такое определение советским евреям дал британский историк Мартин Гилберт, посетивший СССР в 1980-х. Росло число тех, кто хотел связать свое будущее с Израилем и был готов бороться за это право.
В частности, в 1969 году 18 еврейских семей из Грузии (статья; видео) переправили на Запад свое знаменитое письмо. «Мы верим: молитвы наши дошли до Б-га. Мы знаем: призывы наши дойдут до людей. Ибо просим мы немного – отпустите нас в землю предков”, — говорилось в письме.
Противодействие советских властей не заставило себя ждать. Уже в январе 1970 года было принято секретное постановление ЦК КПСС «О мерах противодействия антисоветской кампании сионистских организаций», в соответствии с которым была развернута широкомасштабная пропагандистская антисемитская и антиизраильская кампания с целью уничтожить движения за выезд внутри страны.
18 февраля 1971 года было принято другое секретное постановление «О мерах по усилению борьбы с антисоветской и антикоммунистической деятельностью международного сионизма», ставшее основой международной антисионистской пропаганды.
В 1972 году при Президиуме Академии Наук СССР учредили Постоянную комиссию по координации научной критики сионизма, учрежденная. Комиссия рассматривала всех советских евреев как потенциальных предателей и антисоветчиков, и являлась автором центральных пропагандистских клише брежневского периода.
Любые позитивные упоминания о евреях и указания на Холокост нещадно вымарывались из публикаций, оставляя место только для образа врага и предателя. Государство билось с еврейским движением давно знакомыми методами: слежка, прослушивание телефонных разговоров и отключение телефонов, лишение средств к существованию, «профилактические» беседы в КГБ, избиения, обыски и, конечно, тюремные заключения и ссылки.
Антисионистская политика СССР продолжалась без видимых изменений вплоть до периода Перестройки, когда практически неконтролируемая динамика событий привела к падению «железного занавеса», включая возможность выехать в Израиль.
До сих пор не утихают споры о том, в какой мере национальное еврейское движение способствовало или даже было одной из основных причин распада СССР. Ясно одно: невероятная победа Израиля в Шестидневной войне стала толчком и вдохновением для многих советских евреев в их борьбе за свои права и свободы.