Skip links

Масштабное социологическое исследование еврейской идентичности в странах СНГ

В 2019-20 году Институт евро-азиатских еврейских исследований, под эгидой Евро-Азиатского Еврейского Конгресса провел масштабное исследование в 5 постсоветских странах. Мы рады представить некоторые из результатов на данной странице, а также в виде выпущенной монографии.

Результаты будут опубликованы в ближайшее время! Подписывайтесь на наш Facebook, Telegram или рассылку, чтобы получить уведомление.

Обращаем ваше внимание, что на этой странице представлены лишь частичные данные полномасштабного исследования, без межфакторных взаимосвязей и разбивки по странам, возрастам и прочим категориям. Если вас интересуют более конкретные данные, обратитесь к нам.

IMG_4696_clipped_rev_1
Запросить монографию
Где проводилось исследование?

 россия

 украина

 молдова

беларусь

казахстан

Запросить монографию в электронном виде

    Численность еврейского населения

    Существуют разные подходы к оценке численности еврейского населения странг СНГ. Разница подходов и сложность точного определения численности обусловлена различными факторами, такими как: неточность переписей населения, неоднозначность моделей еврейской идентичности и самоопределения в странах бывшего СССР.

    Соответствие критериям израильского Закона о Возвращении (ЗОВ) при этом является самой широкой категорией отнесения к еврейской популяции, которая включает в себя как этническое ядро, так и евреев «во втором поколении», а также нееврейских членов семей.

    Пользуясь оценкой одного из ведущих специалистов по еврейской демографии Серджио Делла Пергола, мы предполагаем, что в странах бывшего СССР сегодня проживает сегодня от 850 до 930 тыс. лиц, подпадающих под ЗОВ, из которых 40-45% является этническими евреями (до 30% от общего числа – лица моногенного еврейского происхождения, плюс потомки смешанных браков с устойчивой еврейской идентичностью).

    Россия

    550-600 тыс.

    Украина

    220-270 тыс.

    Беларусь

    35-45 тыс.

    Молдова

    15-22 тыс.

    Казахстан

    3-15 тыс.

    Состояние еврейской идентичности

    Абсолютное большинство опрошенных членов «раширенной еврейской популяции» полностью или в определенных ситуациях ощущают себя евреями, притом что почти по всем вопросам видна зависимость устойчивости еврейской идентичности от происхождения (количества евреев среди родителей отца и матери респондентов). Тем не менее, модели отношения себя к еврейству разнятся.

    Главным остатся этническое понимание еврейства — происхождение, идентичность, гордоссть историей и культурой. Религиозное понимание играет существенно меньшую, хотя и постепено возрастающую роль. На постсоветском пространстве была создана заново система еврейских религиозных общин с синагогами и еврейскими школами и детскими садами. В этих заведениях еврейство определяется исключительно на основе критериев еврейского религиозного права — Галахи.

    Таким образом, нынешняя постсоветская еврейская идентичность сформировалась в результате взаимодействия трех принципиально разных моделей – советской, «сохнутовской» (широкое понимание «еврейства» или причастности к нему в соответствии с критериями израильского ЗОВ) и ортодоксально-религиозной.

    Каждая из моделей выглядит с точки зрения других моделей нелогичной, что без проведения продуманной политики вызывает непонимания, обиды и конфликты.

    Ощущаете ли вы себя евреем/кой?

    58%
    Да, несомненно
    23%
    Не всегда, по обстоятельствам
    10%
    Нет
    8%
    Не думал об этом
    • Да, несомненно
    • Не всегда, по обстоятельствам
    • Нет
    • Не думал об этом

    Ощущаете себя...

    • Просто евреем
    • Русскими/украинскими и др. евреями
    • Русскими/др., и евреями одновременно
    • Только русскими/членом другого нееврейского этноса
    • Просто человеком
    21%
    Просто евреем
    31%
    Русскими/украинскими и др. евреями
    18%
    Русскими/др., и евреями одновременно
    5%
    Только русскими/членом другого нееврейского этноса
    20%
    Просто человеком

    81% опрошенных полностью или в подходящих для этого ситуациях ощущают себя евреями. Этот показатель достигает 95% у респондентов с 3-4 евреями среди родителей отца и матери.

    Есть движение в сторону локальной еврейской идентичности, которая уже превалирует над универсальной.

    Понятие «советского» еврейства теряет  свою актуальность. В то же время, большинство верит в существование “транснационального русскоязычного еврейского сообщества”.

    Вызывает интерес растущая тенденция «пост-модернистской» модели неотнесения себя к определенном этносу.

    Прослеживается корелляция между силой еврейского чувства, четкостью самоопределения (универсальная еврейская идентичность) и количеством евреев среди родителей отца и матери респондентов.

    Что значит быть евреем/частью еврейского народа?

    1. ЧУВСТОВАТЬ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К НАРОДУ – 73%
    2. ГОРДИТЬСЯ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ – 58%
    3. ПОДДЕРЖИВАТЬ ЕВРЕЙСКИЕ ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ 38%
    4. ИМЕТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЕВРЕЕВ – 33%
    5. УЧАСТВОВАТЬ В ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИННОЙ ЖИЗНИ – 22%
    6. БОРОТЬСЯ С АНТИСЕМИТИЗМОМ – 17%
    7. СОБЛЮДАТЬ РЕЛИГИОЗНЫЕ ЗАПОВЕДИ, ПОСЕЩАТЬ СИНАГОГУ – 16%
    8. ПОМОГАТЬ СВОИМ СОПЛЕМЕННИКАМ – 15%
    9-10. БЫТЬ ПАТРИОТОМ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА – 13%
    9-10. СТАРАТЬСЯ ПОЛУЧИТЬ И ДАТЬ ДЕТЯМ ЕВРЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 13%
    11-12. ИМЕТЬ СУПРУГА/ГУ ЕВРЕЯ/КУ – 11%
    11-12. ЗНАТЬ И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИВРИТОМ – 11%
    13. ЖИТЬ В ИЗРАИЛЕ – 7%
    14. ЗНАТЬ И ГОВОРИТЬ НА ИДИШ И ИНЫХ ЯЗЫКАХ ЕВРЕЕВ ДИАСПОРЫ – 5%

    По сравнению с аналогичным исследованием 2005 года, первые три места остались неизменны, однако, если в 2005 году поддерживание еврейских обычаев и традиций считали важным компонентом в самосознании 58% респондентов, то в 2019 уже 38%.

    Подобную картину можно наблюдать и с соблюдением заповедей/посещением синагоги: 27,7% в 2005 году и 16% в 2019

    Значительно снизилась доля полагающих важной составляющей патриотизм в отношении Израиля (с 40% в 2005 до 13% в 2019). То же касается и помощи другим евреям (41,3% / 15%).

    Проблемы ассимиляции

    Будущее еврейской идентичности не очевидно в силу достаточно мягкого и даже положительного отношения к смешанным бракам.

    Помимо этого, сравнение исследований 2005 и 2019 годов демонстрирует, что забота о еврейской идентичности детей и внуков постепенно теряет свою важность.

    В то же время лишь малая доля респондентов сомневается в важности еврейского образования в той или иной форме.

    Отношение к смешанным бракам

    • Положительное
    • Отрицательное
    • Не имеет значения
    • Предпочтителен еврейский брак, но не принципиально
    • Сложно сказать
    35%
    Положительное
    25%
    Не имеет значения
    11%
    Отрицательное
    22%
    Предпочтителен еврейский брак, но не принципиально
    6%
    Сложно сказать

    Важно ли чтобы дети/внуки ощущали себя евреями?

    2005

    58%
    Да
    12%
    Нет
    30%
    Сложно сказать

    2019

    43%
    Да
    29%
    Нет
    28%
    Сложно сказать
    • 2005
    • 2019

    Важность еврейского образования

    • В таком образовании нет особой нужды
    • Такое образование важно для каждого еврея
    • Достаточно общего представления об истории и культуре
    • Сложно сказать
    28%
    Такое образование важно для каждого еврея
    47%
    Достаточно общего представления об истории и культуре
    13%
    В таком образовании нет особой нужды
    11%
    Сложно сказать

    Наличие и источники еврейского образования

    НЕТ ТАКОГО ОБРАЗОВАНИЯ – 58%
    ПОСЕЩАЛИ/ЮТ ЗАНИТИЯ ПО ИУДАИЗМУ/ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ В ОБЩИННЫХ ЦЕНТРАХ – 20%
    ЗАНИМАЛСЯ/ЛАСЬ САМООБРАЗОВАНИЕМ – 13%
    УЧИЛИСЬ/УЧАТСЯ В ЕВРЕЙСКОЙ ДНЕВНОЙ ШКОЛЕ – 7%
    ЖИЛИ И УЧИЛИСЬ В ИЗРАИЛЕ – 4%
    УЧИЛЬСЬ/УЧАТСЯ НА ПРОГРАММЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ИУДАИКИ В ВУЗЕ – 3%
    УЧИЛИСЬ ИЛИ УЧАТСЯ В ХЕДЕРЕ И/ИЛИ ЕШИВЕ – 1%

    Вопросы религии

    Советское наследие по-прежнему оставляет для религии умеренную роль в еврейском самосознании и обуславливает уникальность модели идентичности пост-советского еврейства, где этно-национальные компоненты превалируют над религиозными, то есть связь между исповеданием иудаизма и еврейским самоопределением не столь прямолинейна.

    Тем не менее рост заинтересованности в иудаизме и религии в пост-советский период обозначил стабильное явление «приверженности» иудаизму в широком смысле слова, не всегда подразумевающее соблюдение заповедей, а носящее также более традиционный, этно-национальный и коллективный характер. Среди тех, кто не считает себя религиозным человеком 32% отметили, что своей религией считают скорее иудаизм.

    Стоит заметить, что доля считающих иудаизм своей религией снизилась по сравнению с 2005 годом с 60% до 43%, в основном за счет увеличения доли последовательных атеистов (с 14,5 до 22%). Доля вероисповедания других религий, в частности христианства, остается практически неизменной. Как и в прочих вопросах, количество евреев среди родителей обуславливает устойчивую еврейскую идентичность и в выборе приверженности иудаизму.

    Считают себя религиозными людьми

    • Да
    • Нет
    • Сложно сказать
    27%
    Да
    48%
    Нет
    25%
    Сложно сказать

    Какую религию считаете своей?

    43%
    Иудаизм
    16%
    Христианство
    14%
    Обе в равной мере
    1%
    Другую (ислам, буддизм, др.)
    22%
    Никакую
    • Иудаизм
    • Христианство
    • Обе в равной мере
    • Другую (ислам, буддизм, др.)
    • Никакую
    9%
    Регулярно
    6%
    По шабатам
    16%
    По праздникам
    27%
    Время от времени
    36%
    Не посещают
    5%
    Полагают, что в городе нет синагоги
    23%
    Полностью/всегда
    47%
    Частично/иногда
    24%
    Никогда
    5%
    Сложно сказать
    12%
    Полностью/всегда
    26%
    Частично/иногда
    53%
    Никогда
    9%
    Сложно сказать
    8%
    Полностью/всегда
    21%
    Частично/иногда
    60%
    Никогда
    10%
    Сложно сказать
    16%
    Полностью/всегда
    19%
    Частично/иногда
    57%
    Никогда
    8%
    Сложно сказать
    41%
    Полностью/всегда
    29%
    Частично/иногда
    26%
    Никогда
    5%
    Сложно сказать
    27%
    Полностью/всегда
    27%
    Частично/иногда
    40%
    Никогда
    7%
    Сложно сказать

    Публичное соблюдение норм иудаизма, включая посещение синагоги, является более фактором общинной социализации, чем критерием религиозности. Респонденты активнее участвуют в коллективных или семейных церемониях (праздники, Песах, Ханука), чем соблюдают еврейские традиции, более связанные с личным пространством (Шабат, Йом Кипур, кашрут).

    Сегодня на постсоветском пространстве представлены, как минимум, три конкурирующие — но частично и взаимодействующие — модели отношения к религии в еврейской среде.

    Первая представляет «классический» (неотрадиционалистский) взгляд на еврейство как на этно- или общинно-конфессиональное сообщество. Соответственно, иудаизм как религия становится стержнем еврейской идентичности, а религиозные институты — основой общины.

    Вторая модель исходит из сформированного в советские времена секулярного представ- ления о еврействе как «национальной» (этностатусной) группе. Еврейская религия при этом, как отмечалось, играет роль пози- тивного, но деактуализированного в повседневной жизни этни- ческого символа.

    Третья, «постмодернистская» модель, напротив, рассматривает мультикультурализм, смешанную этничность и диверсифицированную религиозность как приемлемый и в каком-то смысле желательный элемент еврейского бытия.

    Все эти модели и соответствующие им тенденции могут способствовать как процессам этнической консолидации, так и ассимиляции постсоветского еврейства.

    Связь с Израилем

    Израиль был и остается важнейшим фактором персональной, культурной и этно-национальной идентификации евреев стран бывшего СССР. 55% респондентов (исключая Казахстан) были в Израиле хоят бы раз. Еще 5% провели в Израиле часть своей жизни.

    Среди наиболее привлекательных черт Израиля около половины опрошенных в России, Украине, Беларуси и Молдове отметили его еврейский характер (46%) и то, что это «экономически развитое государство дает хорошие возможности для устройства в жизни» (56%). Лишь 4% респондентов полагали, что «в этой стране нет ничего привлекательного» или затруднились ответить на вопрос.

    Идентификация с Израилем также сочетается с патриотизмом респондента стране проживания. Любопытно, что 20% респондентов «своей страной в наибольшей степени» назвали Израиль, либо одновременно Израиль и страну проживания. Тем не менее, более 70% считают что евреи должны быть патриотами как страны проживания, так и Израиля.

    Таким образом, в государствах бывшего Советского Союза утвердилась «поли-лояльная» модель, аналогичная модели, принятой в демократических странах Запада.

    Солидарность с Израилем

    • Есть
    • Нет
    • Сложно сказать
    69%
    Есть
    6%
    Нет
    25%
    Сложно сказать

    Стоит ли Израилю отказаться от своего еврейского характера?

    41%
    Ни в коем случае
    27%
    Он должен оставаться еврейским, но понимаю тех, кто требует изменений
    7%
    Мне все равно
    9%
    Я за «государство всех граждан»
    15%
    Затруднились ответить
    • Ни в коем случае
    • Он должен оставаться еврейским, но понимаю тех, кто требует изменений
    • Мне все равно
    • Я за «государство всех граждан»
    • Затруднились ответить

    Патриотом какой страны должен быть еврей?

    • Прежде всего страны в которой живет
    • Страны проживания и Израиля
    • Прежде всего Израиля
    • Сложно сказать
    24%
    Прежде всего, страны, в которой живет
    48%
    Страны проживания и Израиля
    16%
    Прежде всего, Израиля
    11%
    Сложно сказать

    Планируете ли эмиграцию?

    25%
    Да
    39%
    Нет
    35%
    Пока не решили
    1%
    Сложно сказать
    • Да
    • Нет
    • Пока не решили
    • Сложно сказать
    pdf


      Подписаться на уведомленияПодписаться на новости

      Международная женская еврейская организация «Проект Кешер»

      Москва