110 лет «делу Бейлиса»
110 лет назад был убит Киевский мальчик Андрей Ющинский. Расследование этого преступления и и судебные слушания, последовавшие позднее, стали так называемым «делом Бейлиса», процессом над киевским приказчиком Менахемом Мендлом Бейлисом, обвиненном в ритуальном убийстве христианского мальчика. Поначалу эта история не вызвала значительного общественного резонанса, но когда дело дошло до суда, который состоялся в Киеве в 1913 году, в российской империи развернулась грандиозная антисемитская кампания, а ответный общественный протест достиг мирового масштаба.
«Бейлис кидается, как коршун, дети разлетаются подобно воробьям, но он продолжает гнаться за двумя. Один из них, Женя Чеберяк, убегает, другой, Андрюша Ющинский, попадает ему в руки. Вот и отлично. Среди белого дня, при рабочих, которые возят глину (установлено документально!), Бейлис спокойно тащит мальчика к пустой печке, как хозяйка нeсет пойманного цыпленка: дело, очевидно, к спеху. Возможно ли привлечение, арест и суд на основании обвинения, исходящего из таких предпосылок?» – пишет Владимир Короленко, который присутствовал почти на заседаниях суда и написал обращение «К русскому обществу (по поводу кровавого навета на евреев)», подписанного видными писателями и общественными деятелями.
В итоге «дело Бейлиса», которого после жарких прений суд оправдал, стало самым громким судебным процессом в Царской России.
Очень современно звучит Владимир Жаботинский в очерках «Вместо апологии» и «Дела без Бейлиса» где выступает против стремления евреев тогда и сегодня оправдаться в том, в чем их обвиняли. Жаботинский писал:
«Ритуального убийства у нас нет и никогда не было… с какой же радости лезть на скамью подсудимых нам, которые давным-давно слышали всю эту клевету, когда нынешних культурных народов еще не было на свете… Никому мы не обязаны отчетом, ни перед кем не держим экзамена, и никто не дорос звать нас к ответу».
Тогда и сегодня не евреи должны доказывать свою невиновность, а те, кто верит в употребление евреями крови христиан, должны доказать правоту своего заблуждения, которое иначе как глупостью не назовешь.
Мы как и Жаботинский считаем недостойным поведение евреев, которые столетиями оправдывались в том, что не употребляют кровь христиан для приготовления мацы на Песах, а в начале 20-го века еще и взяли моду извиняться за революцию и еще ряд грехов странного содержания.
Д-р Хаим Бен Яаков