В Минске при поддержке ЕАЕК открылась выставка работ Меера Аксельрода
При поддержке ЕАЕК 9 сентября в Государственном Литературном Музее Янки Купалы в Минске состоялось открытие выставки картин Меера Аксельрода «И в красках легких оживает время». Выставка продлится до 21 октября.
Творчество Меера Аксельрода (1902-1970) принадлежит истории российского, еврейского и белорусского искусства. В России и в Израиле имя художника сейчас широко известно. Сотни его работ находятся в собраниях Третьяковской галереи, Музея Изобразительных Искусств им. Пушкина, Музея Израиля.
Меер Моисеевич Аксельрод родился в Молодечно в 1902 году. Жизнь начиналась с изгнания. Во время Первой Мировой войны евреев выселяли из прифронтовой полосы – власти боялись, что из-за близости языков они могут сотрудничать с немцами. Пришлось тронуться с насиженного места и семье Аксельрод. Будущему художнику шел тогда тринадцатый год. Его брату Зелику — одиннадцатый.
В 1918 г. после многомесячных скитаний по России семья возвратилась в Белоруссию и поселилась в Минске (Молодечно уже отошло к Польше) на Юрьево-Завальной улице.
В 1921 году работы Аксельрода впервые экспонировались на выставке Белорусских художников в Минске – и были замечены. По свидетельству А. Ромма, Аксельрод выставил зарисовки еврейских кварталов и кладбищ, портреты и жанровые сцены.
Учась во ВХУТЕМАСе молодой художник вступает в объединение «4 искусства», выставляется по всему миру, но продолжает часто бывать на родине. В поисках характерного типажа, «шолом-алейхемовского колорита» путешествует с громоздким художническим багажом по еврейским местечкам Белоруссии. Именно эти произведения составляют большую часть выставки.
Аксельрод работал и в самые тяжелые для советского искусства годы. В конце 30-х годов художник был обвинен в «формализме». Его работы не принимали на выставки. Он успел сделать иллюстрации к книгам Моше Кульбака, Изи Харика, своего брата Зелика Аксельрода. Вскоре все эти еврейские писатели были арестованы и погибли в заключении. После окончания войны художник работает над оформлением книг белорусских писателей Купалы, Коласа, Бядули.
В конце жизни связь с родной Белоруссией проявляются вновь, на основе рисунков с натуры 20-х годов художник пишет серию пейзажей «Воспоминания о старом Минске».
Проходящая в эти дни выставка – важный этап в возвращении искусства Аксельрода на родину.