Ракурсы Холокоста в современной культуре
В издании The Jerusalem Post была опубликована колонка генерального директор ЕАЕК д-ра Хаима Бен Яакова. Приводим ниже перевод на русский.
Наряду с конвенциональными методами образования и разговора о Холокосте, необходимо привносить в этот диалог новизну, раскрывать тему в новых ракурсах и взглядах.
Даже когда дело касается такой важной исторической темы как Холокост, десятилетия подобных друг другу разговоров, объемного и серьезного образования не способствуют повышению или поддержке интереса к этой темы среди обычных масс. Особенно в нынешних условиях так называемой “клиповой культуры” и массивного информационного потока, сложной и объемной теме Холокоста становится все сложнее пробиваться сквозь “информационный шум”. В том числе поэтому мы видим столь удивляющие нас результаты опросов разных стран, подобные тому, что недавно опубликовал Claims Conference, где респонденты демонстрируют крайне поверхностные знания о Холокосте.
В связи с этим крайне важно наличие этой темы в официальных образовательных программах, о чем говорил президент Евро-Азиатского Еврейского Конгресса в своей колонке. Помимо этого необходимо также приспосабливаться и находить новые ракурсы и методы подачи истории в современном информационном пространстве.
Как сообщает Линдси Зельмер в своей статье для Тель-Авивского университета, еще совсем недавно в кинематографе было неприемлемо напрямую поднимать тему Холокоста. Только в 70-80 гг. прошлого века это стало популярной темой для фильмов и даже сформировало отдельный жанр. Постепенно границы дозволенного в контексте отображения Холокоста смещались и сегодня мы уже знаем огромное количество фильмов, раскрывающих те события с самых разных сторон.
Нет сомнений в том, что мировой художественный и документальный кинематограф внес огромный вклад в повышение осведомленности о событиях Холокоста. Однако, как полагает преподаватель Школы кинематографа им. Стива Тиша в ТАУ Яэль Мазор, помимо уже известного нам отображения Холокоста в кино, стоит быть открытыми к новым интерпретациям и поддерживать активный диалог об этих событиях. Сегодня, когда число живых свидетелей тех событий сокращается, особенно важно сформировать “новые способы памяти”.
Это могут быть новые, недостаточно раскрытые побочные основному событийному ряду истории, новые нелегкие вопросы или же новые способы отображения и попытки осознания произошедшего.
Интересной попыткой в данном направлении в 2019 году стал проект “Eva. Stories”, документирующий реальную историю времен Холокоста в виде постов современного аккаунта в сети Instagram. Проект, пробудивший большие споры о допустимости подобных методов отображения чувствительной темы, тем не менее собрал более миллиона подписчиков.
View this post on Instagram
В 2020 году подобной критике подвергся тренд в сети TikTok, где молодые создатели контента изображали себя переместившимся во времени жертвами Холокоста. Однако, по мнению израильского исследователя данной темы в соц сетях Тома Дивона, важна не столько подача материала, которая может показаться искусственной и упрощенной, сколько в целом достаточный для создания подобного контента интерес со стороны подростков, часто не имеющих к еврейству никакого отношения.
С этим сложно не согласиться. При всей деликатности темы, ее сакрализация и преобладание фундаментального подхода к образованию с одной стороны, а также игнорирование новых средств коммуникации и потребления контента со стороны традиционных институций – неминуемо ведут к поколенческому разрыву в диалоге о событиях Холокоста. В конечном итоге, именно виральный контент в современных соцсетях имеет потенциал быстрых миллионных охватов, повышающих массовую осведомленность. К этому необходимо адаптироваться в стратегической перспективе.
Евро-Азиатский Еврейский Конгресс уделяет большое внимание вопросу сохранения памяти и дистрибуции знаний о Холокосте. Мы запустили онлайн-проект “Шоа” – мини-проекты и инициативы, раскрывающие историю Холокоста в серии интерактивных форматов, понятным языком и с простой навигацией.
В 2020 году мы поддержали производство анимационной картины «263 ночи». Всем знакома история Минского гетто, однако не каждый знает историю 26 минских евреев, скрывавшихся от ужасов нацисткой оккупации в вырытом подвале на протяжении 263 дней и ночей. Анимационный фильм, рассказывая уникальную, страшную и в то же время трогательную историю, раскрывает для нас события Холокоста с еще одного ракурса, рассказывает нам менее известную историю евреев Минска.
В декабре 2021 года на 7-м Московском еврейском кинофестивале картина одержала победу в номинации за лучший документальный короткометражный фильм. Сегодня фильм принимает участие сразу в нескольких международных кинофестивалях. В Израиле сегодня проживает Ефим Гимельштейн, от лица которого и ведется в повествование в фильме. В подвале Ефим скрывался еще шестилетним ребенком и сегодня он один из двух оставшихся в живых свидетелей тех событий.
Еще один важный ракурс событий Холокоста – истории праведников народов мира. В октябре 2021 года при поддержке ЕАЕК в свет вышла книга «Праведники народов мира. Украина» о гражданах Украины, спасавших евреев в годы Холокоста. Книга содержит около 2700 имен украинцев, официально признанных на сегодняшний день Мемориальным комплексом истории Холокоста Яд Вашем. Со вступительным словом к книге выступили Президент Украины Владимир Зеленский и Президент Израиля Ицхак Герцог.
Представляя новые истории, факты и взгляды на страшные события Холокста, мы привносим новизну в диалог, продолжаем его, не даем ему затихнуть. На нас лежит ответственность пробуждать среди молодых поколений интерес к данной теме, не допуская при этом отрицание, тривиализацию, политизацию или предание событий Холокоста забвению.