В еврейском традиционном календаре период между праздниками Песах и Шавуот называется исчисление омера. Омером называется I условная мера муки, равная приблизительно 2480 см3, получаемая после обмолачивания снопа нового урожая ячменя на исходе первого дня праздника Песах — срока созревания ячменя.
В эпоху Храма, этот омер доставлялся в Иерусалим в дар Всевышнему. С этого момента начинали исчисление: «Сегодня такой-то день после принесения омера» и т.д.
Таким образом отсчитываются 49 дней (семь недель) от того дня, когда в Храм приносили «омер» ячменя, и прекращали отсчёт на 50-ый день, в ночь праздника Шавуот, когда созревала пшеница.
В Торе дважды упоминается заповедь исчисления: » Отсчитайте пятьдесят дней…» (Ваикра 23:16) и «Семь седьмиц (недель) отсчитайте себе» (Дварим 16:9).
Практический смысл отсчёта заключался в том, чтобы земледельцы во время напряжённой и полной забот поры жатвы урожая ячменя не забыли отсчитать 49 дней до срока созревания пшеницы и наступления праздника Шавуот, третьего паломнического праздника, когда евреи должны были принести в Храм первенки урожая.
Другая версия о необходимости исчисления содержит философский смысл, выражающий следующую идею: в Песах еврейский народ получил только физическую свободу, а духовную свободу он получил только через 49 дней (7 недель) после исхода из Египта у горы Синай в день дарования Торы. В память об этом событии отсчитывают 49 дней от освобождения из Египта до дня Дарования Торы.
Среди 49 дней есть один особый день, не похожий на остальные. Это 33-й день исчисления или, согласно числовому значению букв в иврите — Лаг-Баомер: (ламед) — это 30, а (гимел)— 3, а 30+з (лаг) — 33.
Согласно традиции, в этот день прекратилась эпидемия страшной болезни, унесшей жизни 24000 учеников раби Акивы, величайшего еврейского ученного и учителя.
Когда Бар-Кохба поднял восстание против римлян (132 г. н.э.), Раби Акива поддержал и благословил его борьбу. Многие ученики раби Акивы встали в ряды восставших. После праздника Песах среди повстанцев началась эпидемия, от которой умерла 24 тысячи.
В Талмуде сказано, что ученики раби Акивы погибли в наказание за то, что «не проявляли уважения друг другу, поставив изучение и знание Торы выше «учтивого поведения». Возможно, по политическим и педагогическим соображениям, составители Талмуда опасались зафиксировать участие учеников Раби Активы в вооруженном восстании, их гибель от рук римских воинов и хотели подчеркнуть важность для евреев уважительного отношения друг к другу. Кажется, что и то и другое звучит понятно. Из всех учеников Раби Активы только пятеро не погибли, а одним из них был Рабби Шимон Бар Йохай, ставший впоследствии автором «Зоара», основополагающей книги кабалы — мистической составляющей иудаизма, скрытой от массового изучения. Именно Рабби Шимон, когда настал час, вознесся в огненной колеснице на небеса, миновав страдания смерти.
33-й день исчисления омера — день внезапного прекращения эпидемии среди повстанцев и учеников раби Акивы стал считаться благоприятным днём для евреев, и пользуется большой популярностью.
В этот день вспоминают героев борьбы за свободу и независимость Израиля.
Самый главный символ этого праздника — костры в память о тех временах, когда наши предки, выступавшие на борьбу с врагами, вынуждены были жить в пещерах и походных шалашах, собираясь вечерами у костра отдохнуть, набраться сил и конечно поговорить о вечном.