Skip links

В Москве установили памятные таблички двум членам Еврейского антифашистского комитета

10 февраля активисты проекта «Последний адрес» установили две памятные таблички на домах, где до ареста жили расстрелянные 12 августа 1952 года члены Еврейского антифашистского комитета (ЕАК). Таблички еще двум расстрелянным членам ЕАК не позволили установить возмущенные местные жители.

Планировалось установить четыре таблички. На доме № 17 по Смоленскому бульвару была установлена табличка в память об Ицике Фефере, поэте и писателе, который сначала входил в президиум ЕАК, а позже стал его секретарем. Фефер был арестован вскоре после начала инициированной Сталиным антисемитской кампании и убийства в начале 1948 года председателя ЕАК, руководителя Государственного еврейского театра Соломона Михоэлса. Под пытками Фефер признал себя виновным, но на суде отказался от своих показаний. 7 августа 1952 года суд вынес всем обвиняемым по делу ЕАК, кроме академика Лины Штерн, смертный приговор. 12 августа 1952 года Ицик Фефер и его товарищи по несчастью были казнены.

Подробнее об Ицике Фефере читайте на сайте проекта «Последний адрес».

 

 

Вторая табличка была установлена по адресу:  Капельский переулок, 13. Здесь жил Леон Тальми, журналист и переводчик, сотрудник Совинформбюро, участвовавший в деятельности ЕАК. Тальми был арестован 2 июля 1949 г. и под давлением следователей дал признательные показания. Расстрелян 12 августа 1952 года.

Жена Леона Яковлевича, Софья (Сарра) Абрамовна Тальми в начале 1953 года, как и многие другие члены семей расстрелянных, была отправлена в ссылку. Ее освободили в 1955 году, и тогда же были реабилитированы все погибшие и пострадавшие по делу Еврейского антифашистского комитета. Она умерла в 1988 году в США.

Сын Сарры и Леона Владимир Леонович Тальми еще в 1947 году был арестован и приговорен к 25 годам лагерей. Он освободился в 1956 году, в 1979 году эмигрировал вместе со всей семьей в США, занимался там преподаванием и переводами, написал книгу мемуаров «Полный круг. Нью-Йорк и обратно. История моей жизни». Он скончался в 2012 году.

В 1955 году все погибшие и репрессированные по делу ЕАК были тайно без публичного оповещения реабилитированы, и только в 1988 году факт реабилитации был обнародован.

Подробнее о Леоне Тальми читайте на сайте проекта «Последний адрес».

Генеральный директор Фонда «Евро-Азиатский Еврейский Конгресс» в России Белла Вальдберг и президент Российского Еврейского Конгресса Юрий Каннер

 

Еще две таблички должны были быть установлены на фасаде одного из корпусов «Буденовского поселка» по адресу Большая Почтовая улица, 18. На этих табличках были высечены имена супругов – журналиста Эли (Ильи Семеновича) Ватенберга и переводчицы Чайки Семеновны Островской-Ватенберг, арестованных и расстрелянных по делу ЕАК. Однако установить эти таблички не удалось. Вскоре после начала церемонии из дома вышла пожилая женщина, заявившая, что не позволит вешать никакие таблички, потому что «эта американка» якобы отравила ее в детстве, но она выжила, а «другой мальчик умер». На вопрос, когда она родилась, она ответила, что в 1950-м. К тому времени Ватенберги были уже арестованы. Тем не менее, мифы и слухи о врагах-отравителях советских детей, как оказалось, до сих пор живы в сознании какой-то части общества.

Правда, эти фейковые обвинения оказались не единственным аргументом против установки мемориальных табличек «Последнего адреса». На подмогу «отравленной» женщине вышли еще двое жителей дома. Они заявили, что не позволят устанавливать таблички, поскольку опасаются, что это придаст их ветхому дому некий особый статус охраняемого государством объекта. А это не позволит снести дом и расселить его жильцов.

Столкнувшиеся с ожесточенным сопротивлением жильцов дома, участники церемонии вынуждены были отложить установку мемориальных табличек.

 

Подробнее о репрессиях против Еврейского антифашистского комитета читайте на сайте проекта «Последний адрес»

Генеральный директор Фонда «Евро-Азиатский Еврейский Конгресс» в России Белла Вальдберг была участником сорванной церемонии на Большой Почтовой. Вот как она прокомментировала увиденное:

«Это чудовищное невежество! Больно видеть и слышать откровенную ненависть в адрес тех, кто в годы Великой Отечественной войны создал организацию, которая формировала благоприятное общественное мнение в союзных странах и собирала немыслимые средства на нужды Красной армии, то есть всеми силами способствовал победе. Значительная часть граждан нашей страны все еще верит, что члены ЕАК – это американские шпионы и «справедливо наказанные советской властью евреи». Для многих людей они и по сей день – враги народа.

Вскоре после убийства Соломона Михоэлса официальная пропаганда назовет его и его коллег по Комитету предателями, ведущими националистическую работу, управляемую реакционными кругами США. Сознание большого числа наших сограждан, к сожалению, застряло в этой точке. В точке, где дело получило статус особой секретности. Цензура строго следила за тем, чтобы сведения о трагической судьбе жертв этого дела не стали достоянием общественности. Даже после ХХ съезда мало кто в СССР знал о том, что доброе имя невинно убиенных восстановлено, что приговор в отношении всех фигурантов дела был отменен за отсутствием состава преступления. Наверное, нам не удастся переубедить тех, кто верит в товарища Сталина. Но наша задача – рассказать правду остальным.

Евро-Азиатский Еврейский Конгресс совместно с проектом «Последний адрес» и другими общественными организациями будет добиваться распространения исторических знаний и всеми силами содействовать сохранению достоверной исторический памяти».

Евро-Азиатский Еврейский Конгресс подал еще несколько заявок на установку мемориальных табличек в память о членах Еврейского антифашистского комитета.